Меамур - Кошачий Лес

Объявление

Форум закрыт.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Меамур - Кошачий Лес » Библиотека » Из истории


Из истории

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Приручение

Процесс приручения кошки начался в Египте около 6000 лет назад, но останки мелких кошек были найдены вместе с человеческими останками и в более древних отложениях, имеющих возраст до 9000 лет, в Месопотамии, Анатолии и Иордании. Скелеты лесной и прирученной форм так слабо различаются, что невозможно установить, идет ли речь об уже прирученных лесных котах (Felis silvestris lybica) или же о животных, пойманных ради их мягкого меха.

Неоспоримые доказательства мирного сосуществования кошки с человеком относятся к Древнему Египту, где кошки представлены на гравировках и росписях, сделанных в третьем тысячелетии до нашей эры. Самое раннее свидетельство приручения - это изображение кошки, которая надевает ошейник, найденное в одной из могил пятой династии (около 2600 г. до н. э.). С 1600 г. до н. э. кошку стали часто изображать в скульптурах, росписях и иероглифах, что свидетельствует о том, что она широко распространилась в Египте. Египтяне очень любили и с удивительной легкостью приручали различных животных, например обезьян-бабуинов, гиен, гусей, крокодилов, львов, газелей и других копытных. Таким образом, кошка не составляла исключения в том обществе и в ту эпоху, но, безусловно, удивительна роль, которую играло это животное в религиозной культуре Египта. Конечно, кошка могла ловить грызунов, которые опустошали египетские зернохранилища, но, как ни странно, была приручена не из-за своей способности охотника. С самого начала ей скорее предназначалась роль объекта культа, религиозного символа или даже божества.

В Древнем Египте считалось, что существует связь между жизненным теплом солнца и силой льва, представляя бога Ра и сфинксов, которые охраняют пирамиды в Гизе. Различные божества, например Секхмет, Мут, лунная богиня плодородия Бастет, связаны с кошками. Когда эти животные были приручены, богиня с головой львицы стала представляться в виде маленькой кошки или женщины с кошачьей головой. Культ кошки еще больше возрос, когда Бубастис, город, посвященный Бастет, стал столицей царства. Геродот посетил храм Бастет в V веке до н. э., в период расцвета культа кошки, и описал, как сотни тысяч этих животных были мумифицированы и посвящены богине, а город был местом паломничества. По словам Геродота, когда кошка умирала своей смертью, ее хозяева сбривали себе брови в знак траура и относили животное в город Бубастис, где тело бальзамировали и хоронили. Религиозная роль кошки не исключала привязанности к человеку, который ее кормил и держал в своем доме как любимого домашнего питомца (животное-друга).

Завоевание мира

Без сомнения, домашние кошки - это самые многочисленные и распространенные представители семейства кошачьих. Их успех начался именно со встречи с человеком: со времен Древнего Египта и началось завоевание мира кошкой. Опекаемые и охраняемые египтянами, которые запретили торговлю кошками и их экспорт, первые кошки достигли средиземноморских берегов незаконно с торговыми судами и древнеримскими легионами. В 500 г. до н. э. в Египте существовал культ кошки, в то время как в Средиземноморье она являлась всего лишь предметом любопытства. Греки и римляне считали это животное необычным и экзотическим домашним любимцем, а сами для сохранения продовольственных запасов от мышей использовали прирученных хорьков. Понадобилось целых 900 лет, чтобы кошка заслужила справедливое признание в этой области.

Легионы и римские колонии распространили кошку по всей империи. На Дальнем Востоке кошка появилась около 200 г. до н. э., проникнув из Индии сначала в Китай, а затем в Японию. С Х века кошка завоевала большую часть Европы и Азии. В XV и XVI веках благодаря великим исследовательским экспедициям кошка попала в Новый Свет, в Австралию и Новую Зеландию.

Кошка ведьмы

Испокон веков кошки были особенно близки и привязаны к женщине. В повседневной жизни женщина была более терпимой и могла оценить независимость и покорность маленькой кошки, а в религиозных обрядах кошка была символом женственности и материнства.

Уже в Древнем Египте на рисунках, изображающих сцены домашней жизни, она никогда не сидит рядом с мужчиной, а всегда подле женщины. В дохристианские времена во многих культурах присутствовал образ богини-матери - источника плодородия, божества, связанного с лунным циклом, изобилием и рождением. Эти богини: Бастет у египтян, Артемида у греков, Диана у римлян, Фрейя у скандинавов - изображались в виде кошки или по крайней мере были связаны с образом этого изящного животного.

Действительно, кошка - это мать, способная произвести многочисленное потомство, любящая и заботливая, готовая защищать своих детей от любой опасности, аккуратно перенося их в безопасное место или же отчаянно сражаясь с врагом, даже если тот гораздо крупнее ее. Кроме того, согласно древним поверьям, кошка связана с лунным циклом. Она способна расширять зрачки и сужать их до вертикальных черточек, что напоминает фазы новой и полной луны. Постепенное вытеснение языческих богов и распространение христианства вызвали трагическое изменение в отношении к кошке, которая стала считаться злым демоном, посланником дьявола, опасной спутницей ведьм и демонов. На протяжении всего Средневековья и раннего периода Нового времени кошки, особенно черные, были жертвами жестоких гонений, начавшихся в XIII веке и продлившихся более 450 лет.

Независимость от человека, пристрастие к ночным прогулкам, светящиеся в темноте глаза, громкое чевственное мурлыкание и жалобное мяуканье, конечно же, не говорили в пользу кошек и тех, кто заботился о них. Существовало поверье, что ведьмы верхом на огромных кошках участвуют в шабаше, и женщина, которая держала кошку, рисковала быть сожженной на костре как ведьма. Часто жертвами становились бедные и пожилые женщины, которые, несмотря на свою нищету, с любовью заботились о своем домашнем питомце. Именно тесная связь между человеком и животным, неверно истолкованная и понятая превратно, являлась одной из причин охоты на ведьм. Частично это убеждение дошло и до наших дней. Многие обвиняют хозяев кошек и в том, что они любят животных больше, чем людей, или что они считают их равными.

В Средневековье любовь к животным была распространена не только в малоимущих социальных слоях. Представители дворянства и духовенства тоже иногда держали кошек, но они были выше народного суда. Тем не менее известны случаи, когда и дворяне были обвинены в колдовстве и в безнравственных странностях из-за привязанности к своим питомцам.

На Востоке отношение к кошкам было более благоприятным, хотя в Японии их судьба была похожей на судьбу европейских кошек. Когда в VI веке н. э. кошки попали на Восток, их радушно приняли. В домах стали держать по нескольку или по крайней мере двух кошек. Эти животные защищали ценные манускрипты от острых зубов грызунов, а на фермах шелковичных червей хозяева рисовали изображения кошек, чтобы отпугнуть мышей. В XIII веке кошка стала тем не менее ассоциироваться с демоном Неко-Баке, ведьмой, пожирающей людей, которая, по легенде, в образе кота входила в дом, чтобы похитить непослушных детей и съесть их.

За последние 200 лет кошка снова завоевала расположение в Японии. Там даже существует посмертный культ этого животного. В Токио храм Го-То-Ку-Жип посвящен кошке Манеки-Неко. Это божество изображается с поднятой передней лапкой, как бы приветствующей посетителя; считается, что это приносит счастье и верную удачу. Внутри храма хоронят кошек, они изображены в скульптурах и картинах.

Тем не менее в восточном мире отношение к кошке осталось двойственным; для многих она по-прежнему представляется ложным и вероломным другом, который готов уйти или взбунтоваться в любой момент. И в наши дни бытует поверье, что черная кошка - это знак несчастья, хотя считается, что тот, кто держит ее дома, защищен от сглаза.

0

2

Встречаясь почти на всех континентах, дикие кошки всегда привлекали внимание человека своим поведением. Семейство кошачьих насчитывает около 35 видов, причем в него входят высокоспециализированные хищники, достигшие как бы вершины эволюционного развития отряда.

Около десятка миллионов лет назад в них уже было сходство с современными млекопитающими. Одна такая эволюционная ветвь начинается с небольшой группы животных, постепенно сменивших пищу и из насекомоядных превратившихся в плотоядных.

Это миациды — предки всех современных хищников, которые появились около 50 млн лет назад. Миациды сохранили сходство со своими насекомоядными сородичами: небольшие, коротконогие, с длинным туловищем и узкими вытянутыми мордами. Однако череп у них был крупнее, предполагается, что и мозг отличался большей сложностью. У них были хорошо развиты слух и зрение, а также подвижность в сочетании с быстрой реакцией и силой.

В свою очередь миациды стали предками десяти существующих в настоящее время семейств плотоядных.

10 млн лет назад от миацидов произошли первые кошкоподобные хищники — диниктисы, удачно приспособившиеся к среде обитания. Размером они были с рысь и очень напоминали современных кошек, отличаясь от них более длинными клыками и меньшим по объему мозгом.

Диниктисы, по данным зоологов, разделились на две эволюционные ветви. У представителей одной из них удлинились клыки. Так появились саблезубые кошки, относящиеся к вымершему сейчас роду махайродов. У представителей другой ветви клыки, наоборот, уменьшились, и эти животные дали начало роду кошачьих, в том числе современных кошек.

Три семейства — ушастые тюлени, настоящие тюлени и моржи — вернулись в море и живут в нем. Семейства, оставшиеся на суше, — енотовые, медвежьи, собачьи, куньи, ниверровые, гиеновые и кошачьи — стали намного быстрее и зорче своих предков, развили более тонкий слух и обоняние.

Три ветви современного семейства кошачьих (мелкие кошки, крупные кошки, гепарды) имеют предков — неофелид. Одновременно с неофелидами появились также палеофелиды, представленные двумя группами — нимравинами и древними саблезубыми кошками, которые просуществовали около 30 млн лет. Неофелиды продолжали развиваться, и около 20 млн лет назад появился псевделюрус — очень сильный и быстрый для своего роста. Так же как и современные кошки, он мог охотиться на более мелких животных.

Потомки псевделюрусов разделились на две группы: в первую входили предки быстрых и гибких современных кошек, во вторую — более тяжелые и медлительные мощные животные, приспособленные к охоте на крупных травоядных тех времен. К этой ветви семейства кошачьих принадлежит самый прославленный из всех известных ископаемых хищников — смилодон, знаменитый саблезубый тигр ледникового периода. У самых крупных саблезубых кошек длина клыков превышала 20 см. Когда пасть закрывалась, эти два "сидящих" в верхней челюсти кривых кинжала ложились по бокам нижней челюсти. Разные саблезубые кошки прожили с такими клыками почти 40 млн лет и вымерли вслед за гигантскими травоядными (мамонтами, мастодонтами и др.).

От неофелид произошла и группа примитивных крупных кошек, представителем которых был динюбелис. Размером они были со льва и исчезли примерно 1 млн лет назад. Выжила же менее специализированная ветвь семейства кошачьих, постепенно их потомки начали развиваться по трем основным направлениям: мелкие кошки — разнообразные по размеру и окрасу хищники (от домашней кошки до пумы); крупные кошки, включающие львов, тигров, леопардов и ягуаров. Особую ветвь родословного дерева семейства кошачьих заняли гепарды.

Существуют разные версии появления кошки, например, в Ноевом ковчеге. Одна из них гласит, что ни кошки, ни свиньи там не было, так как до Всемирного потопа Бог их еще не создал. Однако в ковчеге постепенно накапливались нечистоты зверей, и это стало угрожать его обитателям; размножались мыши и крысы, которые обгрызали стены ковчега. Тогда Ной погладил по спине слона, и из его хобота выпрыгнула свинья, которая уничтожила нечистоты зверей. Ной погладил по лбу льва, и из его носа появилась кошка. Вот она-то и навела должный порядок среди мышей и крыс.

Считается, что первыми одомашнили кошек египтяне. По данным других исследователей, домашняя кошка появилась в результате скрещивания евро-африканской дикой кошки и камышового кота. Это животное условно называют "бабустис" — по месту знаменитого захоронения кошек в Древнем Египте.

В Бабустисе (Нижний Египет), в центре культа богини Бастет, кошки жили в храме и уход за ними был особо почетным делом, передающимся от отца к сыну. За кошками заботливо присматривали сами жрецы. Этому божеству поклонялись в храме Солнца в Гелиополе.

В истории описаны случаи коварного использования такого поклонения египтян кошкам. Так, в 525 г. до н. э. персидский царь Камбиз, завоевывая Египет, приказал отловить как можно больше кошек и раздать их воинам, которые привязали их к своим щитам. Египтяне не стали сражаться с противниками, на щитах которых шипели и вопили кошки, а сдались в плен.

В Египте казнили людей, умышленно убивших хотя бы одного "священного сторожа хлебных амбаров". Непреднамеренное убийство кошки наказывалось большим штрафом.

Богиню Бает, почитавшуюся как символ счастья, любви и деторождения, изображали с кошачьей головой. В образе рыжего кота нередко египтяне запечатлевали и великого бога солнца Ра.

Мореплаватели-финикийцы брали кошек с собой в путешествия. Домашние кошки начали быстро распространяться по всему миру. Наверняка мало кто знает, что символом восстания Спартака был свободолюбивый кот.

Греки, ранее безуспешно боровшиеся с грызунами с помощью змей и хорьков, охотно стали использовать в этих целях кошек, контрабандно привозимых из Египта. Так кошки попали на Апеннины, а затем — в Грузию и на европейский рынок.

В Британии, куда кошек завезли, по-видимому, римляне, останки домашней кошки найдены в развалинах дома IV в. до н. э., а первые письменные упоминания о них относятся к 936 г., когда правитель Южного Уэльса принял закон о защите этих животных. Кошек разрешалось содержать в монастырях.

В Новом Свете первые изображения кошек были найдены в Перу, относятся они к 400-1000 гг. н. э., позднее они становятся постоянным мотивом в ювелирных изделиях, однако происхождение домашней кошки в этой части планеты все еще остается загадкой.

К началу эпохи Средневековья кошек стало на планете так много, что они почти полностью утратили свое привилегированное положение. Церковь считала кошек олицетворением зла. Их сжигали на кострах, топили, зверски истязали и истребляли. Появился даже обычай замуровывать кошку в фундаменте строящегося здания. А в момент коронации Елизаветы I в 1558 г. в Англии прилюдно было сожжено несколько мешков с кошками.

В XVII в. интерес к колдовству и "охоте на ведьм" снова возрастает, особенно в Англии. Король Яков I написал книгу о ведьмах и учредил должность "искателя ведьм". Преследование кошек перекинулось через Атлантику в американские колонии, где в штате Массачусетс в 1692 г. состоялись нашумевшие сэлемские процессы над ведьмами и их "нечистыми сношениями с кошками". Людям, любившим кошек, приходилось нелегко. Если они держали кошек, их обвиняли в связях с дьяволом, но стоило от них отказаться, грызуны мгновенно поедали запасы продовольствия, возбуждая эпидемии, болезни скота и людей.

С началом эпохи Возрождения новомодный гуманизм распространился и на кошек, создающих уют в домах. Они вновь стали любимы людьми. Психологи начали изучать их поведение. Создавались книги и картины, посвященные кошкам. Достаточно назвать лишь несколько имен. Кошки занимают большое место в изобразительных творениях Гойя и Жана Батиста Грёза. В художественных работах использовали модную аллегорию, наделяли кошек человеческими чертами.

К XVIII в. официальное преследование кошек прекратилось. Видный фелинолог Гаррисон Уэйр в 1889 г. писал, что кошка перенесла долгие годы и века презрения, дурного обращения и жестокости при полном отсутствии доброты и нежности; пришло время изменить порядок вещей. Именно Гаррисон Уэйр подал идею проведения кошачьих выставок, чтобы "новые породы, масти, отметины получали больше внимания". Он организовал и судил первую выставку кошек 16 июля 1871 г. в Хрустальном дворце Лондона, установил классы и "степени превосходства" для разных классов. Этим он надеялся улучшить внешний вид (экстерьер), а главное — судьбу кошек.

Кошка на Руси появилась в VII-VI вв. до н. э. Ее предположительно завезли торговцы и воины в Древнее государство Урарту и город Ольвию, которые имели обширные связи со Средиземноморьем. Скифы также знали домашних кошек. Гораздо позднее эти животные появились на побережье Балтийского моря (V-VIII вв.), и лишь в X-XIII вв. они оказались на территории Древней Руси, где быстро попали под защиту церковных законов. Кошка стоила дорого. В известном судебнике XIV в. "Правосудие митрополичье" сказано: "За украденное животное установлен штраф: за голубя — 9 кун; за утку, гуся и журавля — по 30 кун; за корову — 40 кун; за лебедя — 70 кун; за вола, собаку и кошку — по 3 гривны".

В настоящее время Международной федерацией любителей кошек зарегистрировано в мире 36 пород и около 40 млн домашних кошек.

Эти сведения дополняются и уточняются. Строгой статистики просто не существует. Однако считается, что в странах, где много кошек, на 4-5 семей (примерно на 17 человек) приходится хотя бы одна кошка.

По некоторым литературным источникам (Рогожкина Л.Г., 1994), всего насчитывается уже более 100 пород, которые, вероятно, включают и те, что выведены методом породной селекции и официально еще не зарегистрированы, а также их помеси.

На территории России обитает 12 видов диких кошек: тигр, леопард, снежный барс, рысь, гепард, каракал, манул, бархатный кот, дальневосточный лесной кот, камышовый кот, степная (пятнистая) кошка и европейский лесной кот. Все виды диких кошек (за исключением северной рыси, камышового кота и кавказской лесной кошки) занесены в Красную книгу, охота на них полностью запрещена.

Приручение домашних кошек происходило разными путями. И хотя в настоящее время в домашних условиях живут миллионы породистых и беспородных животных, есть много и бродячих кошек. Часто к этому приводит безразличное и невнимательное отношение к ним, длительное отсутствие владельцев. Они вынуждены искать приют от непогоды в самых разных укрытиях: на чердаках, в подвалах и т. д., самостоятельно находить себе пищу. Их число неуклонно возрастает. Часть бездомных животных, особенно в сельской местности, направляются в леса, дичают и становятся озлобленными. Их приходится отлавливать, так как они могут стать источником опасных болезней.

Помимо домашних, бродячих и одичалых есть и настоящие дикие кошки. Они распространены на всех материках и крупных островах, кроме Австралии, Новой Гвинеи, Сулавеси, Антарктики, Гренландии и Мадагаскара. Больше всего их в тропиках. В таежной части Приморья обитает бенгальский кот. У диких кошек образ жизни преимущественно сумеречный и ночной. Основной пищей им служат млекопитающие, пресмыкающиеся, насекомые, птицы и рыбы. Хотя дикие кошки не представляют особой опасности для человека, они могут быть переносчиками болезней, опасных и для человека.

Домашняя кошка отличается от дикой формой морды, размерами скелета и пищеварительной системы, а также циклами овуляции.

0

3

Слуги богини Бастет

Мимии кошек В 30 километрах к югу от Каира, рядом с поселением Саккара находится один из некрополей Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н. э.) — Мемфиса. Среди погребальных комплексов особенно выделяется пирамида Джосера (2789-2760 гг. до н.э.), основателя III династии. Именно при этом фараоне египтяне начали возводить грандиозные гробницы-пирамиды — символы неограниченной власти обожествленного правителя.

Однако Саккаре принесли известность не только руины Древнего царства. На территории некрополя, занимающего 9 кв. км, можно найти памятники почти всех эпох древнеегипетской цивилизации. Царей и знатных египтян здесь погребали на протяжении более трех тысячелетий.

В некрополе хоронили не только людей, но и животных — в северной части обнаружены большие захоронения соколов, ибисов, бабуинов... Каждому животному был посвящен отдельный храм, где их специально разводили, чтобы потом принести в жертву и мумифицировать.

Уже в конце XX века на востоке Саккары археологи нашли огромный кошачий некрополь у подножия холма, на котором в эпоху Нового царства стоял храм богини Бастет, женщины с головой кошки. Весь ансамбль получил название Бубастион — в переводе с греческого "Святилище Бастет".

Бронзовые статуи кошек паломники покупали в храме и жертвовали богине Бастет, надеясь обрести ее благоволение и покровительство. Заботливая кошка с выводком котят стала символом плодородия.

Изучая вырубленные в скалах гробницы вельмож Нового царства, ученые обнаружили множество скелетов и мумий кошек. Начиная с XI века и вплоть до греко-римкого периода (332 год до н. э. — 395 год), в катакомбах Бубастиона были погребены десятки тысяч животных.

Древние егопитяне любили и почитали кошек — об этом говорят многочисленные папирусы и росписи на стенах гробниц. Как и другие священные животные — напрмер, соколы, ибисы, крокодилы, — кошки выступали посредниками между богом и людьми. Египтяне видели в кошке воплощение богини Бастет (греки называли ее Бубастис).

Изображали богиню в виде женщины с головой кошки, вокруг которой резвятся котята. В руках Бастет держит музыкальный инструмент систр. Иногда ее отождествляли с другими богинями-львицами — богиней влаги Тефнут, богиней войны и палящего солнца Сехмет и богиней неба Хатор...

Сложно сказать, когда именно египтяне приручили кошек. Историки сходятся на том, что в середине III тысячелетия кошки уже обитали в домах жителей долины Нила. Они охотились на грызунов, оберегая амбары великой аграрной цивилизации, и постепенно превратились в домашних питомцев. Крестьяне так сильно любили своих хвостатых помощников, что после смерти обожаемой кошки безутешные домочадцы сбривали себе брови в знак траура.

На стенах одной из фиванских гробниц изображена сцена охоты на Ниле. Притаившийся в зарослях камыша кот неожиданно бросается на диких уток. Испуганные птицы поднимаются в воздух, и их без труда ловит молодой охотник.

Бастет символизировала домашний очаг и почиталась как защитница дома, семьи, женщин и детей. Изображения кошки, статуэтки и "кошачьи" амулеты должны были принести их обладателю успех в любви и уберечь от зла и темных сил.

Святилище Бастет осаждали толпы паломников. В храме крестьяне и ремесленники покупали мумии кошек и преподносили их жрецам, которые погребали священных животных Бастет с специальных камерах. По всей видимости, в загробном мире кошки должны были передать богине просьбы паломников — об удачном браке, о рождении ребенка, выздоровлении родственника...

От желающих послать весточку богине Бастет не было отбоя, и производство мумий поставили на поток. Об этом говорят бесчисленные останки кошек, найденные в Бубастионе. Торговле мумиями положил конец принятый в Египте закон об охране древностей.

Геродот, посетивший Бубастис в V веке до н. э., был поражен гигантским храмом богини-кошки. Греку удалось побывать на ежегодном празднестве в честь Бастет. В эти дни египтяне пили вино, веселились и ликовали.

Среди останков кошек встречаются два вида животных — дикий камышовый кот и одомашненная степная кошка. Археологи собрали данные и о возрасте животных, во многих случаях удалось определить и причину смерти.
Голова кошки
Некоторые мумии изготовлены с особенной тщательностью. Перед погребением животных бальзамировали, обертывали льняными бинтами, высушивали и расписывали. Такие "произведения искусства" могли себе позволить купить и пожертвовать Бастет только богатые паломники.
Большинство найденных скелетов принадлежат котятам не старше 6 месяцев. Есть среди них молодые коты в возрасте от полутора до года. Более двух третей животных были убиты — кому-то размозжили череп, других задушили. В Древнем Египте только жрецы могли принести в жертву кошку. Остальным египтянам за подобное преступление грозила смертная казнь.

Кошек в Бубастионе находят в двух позах. Одни напоминают кеглю — лапы и хвост у них сложены вдоль тела. Другие вытянули лапы, а иногда и хвост, в стороны. Может быть, мумии относятся к разным эпохам? Или у них разное предназначение? Археологам еще предстоит выяснить этот вопрос.

Среди многочисленных кошачьих останков исследователи обнаружили несколько мумий, которые значительно отличаются от остальных. Их мумифицировали с особой тщательностью и погребали в солидных каменных или деревянных саркофагах. В загробный мирони отправлялись не налегке, а нагруженные украшениями, амулетами и другими дорогими подарками.

Археологам также попалось несколько ложных мумий — пустые или неполные коконы, в которых лежит пара костей и какой-то неорганический наполнитель. Видимо, жрецы продавали их по дешевке бедным паломникам. Купив такую "второсортную" мумию, египтянин тем не менее имел возможность обратиться с просьбой к милостивой Бастет.

Не исключено, что хитрые жрецы намеренно наживались на торговле фальшивками. Мумии пользовались большим спросом, и, наверное, животных не всегда хватало. Храмовые работники просто не успевали вырастить нужное количество кошек для мумификации. Вот и прибегали к таким маленьким уловкам. Главное — себе не в убыток.

0

4

Остров Ламу, лежащий в Индийском океане у берегов Кении, кошки колонизировали давно. Может быть, это была одна из первых остановок на их пути из Древнего Египта

Когда-то крохотный остров в Индийском океане был центром мировой торговли

Каждый день точно перед приливом — хоть часы по ним проверяйте — кошки собираются на набережной в порту Ламу. Это единственный город на одноименном острове, поднимающемся из вод Индийского океана у побережья Кении. Растянувшись цепочкой вдоль пирса, кошки пристально вглядываются в море. Проходит всего пара минут, и на горизонте появляются паруса рыбацких лодок.

Причалив, рыбаки разбирают сети и выгружают улов. Блестящая чешуей мелкота, а также хвосты и головы рыб покрупнее, по обычаю достаются терпеливым кошкам. Те подбирают подачку как бы нехотя, относят ее в сторону — и только там, вдали от чужих глаз, набрасываются на еду...

Весьма церемонные манеры для портовых нищих, не правда ли? Но стоит приглядеться, и в глаза бросается царственная осанка и элегантность маленьких попрошаек. Тонкий силуэт, вытянутая мордочка с миндалевидными глазами, длинная шея, острые лопатки... Вот они, потомки кошек, прирученных человеком в середине III Тысячелетия до н. э. на берегах Нила! Сходство между этими бродягами и статуэтками, найденными археологами в Египте, просто поразительное.

Но конечно, это всего лишь догадки. Точно не определишь: каких только пород нет в их родословной! Одни предки этих кошек добрались до Ламу из Аравии, другие — из Средиземноморья. По свидетельству грека и Александрии, автора "Плавания вокруг Эритрейского моря", уж в I веке нашей эры на побережье Восточной Африки кипела торговля. Сюда приходили корабли финикийским вином, стеклом к Фив и драгоценными индийскими тканями. А из Африки купцы везли слоновую кость, черепаховые панцири, рога носорогов и чернокожих рабов... Судя по всему, кошки попали на Ламу именно тогда.
Встретив рыбаков, кошки отпраляются гулять по городу и заглядывают на рынок. Обычно торговцы щедро угощают своих любимцев.

В XII веке, когда на Ламу основали город, кошки уже считались старожилами острова. Благодаря своему выгодному положению на пересечении торговых путей между Восточной Африке и Ближним Востоком — город-государство Ламу стремительно богател. Трудно представить, но в свое время это был один из известных центров мировой торговли. Даже купцы из далеко Китая изредка добирались до Ламу, чтобы заключить сделки с суахили (от арабского сахиль — "беpeг"), населявшими побережье Индийского океана. Суахили было что предложить заморским гостям: они торговали пряностями, древесиной и пригоняли рабов из глубин континента...

Любимым животным Пророка островитяне прощают все — даже мелкое воровство

Открытый чужестранцам Ламу впитывал культуру арабов, персов, индийцев. Постепенно на островах архипелага стал распространяться ислам. Богатые купцы строили мечети и духовные школы.

Вскоре здесь появились европейцы. На рубеже XV-XVI век португальцы пытались подчинить себе прибрежные и островные города, требовали обильной дани. Суахили не могли дать им отпор самостоятельно, и тогда они обратились за помощью к правителю Омана. К концу XVII века оманский флот вытеснил португальцев из Момбасы и других поселений. К власти в портовых городах Кении пришли правители Омана и их наместники — султаны местных династий.
Веками люди и уличные кошки соблюдали полный нейтралитет. Сегодня жители Ламу все чаще заботятся о животных, даже забирают их домой.

В XIX веке под предлогом борьбы с работорговлей в Восточную Африку проникли британцы, а затем и немцы. В 1890 году после длительной борьбы между ними Кения перешла под британский контроль. Рабство в Восточной Африке официально отменили в 1907 году, но освобождение рабов затянулось на долгие годы. А независимость Кения обрела и вовсе лишь в 1963 году.

Но это была история людей, а в жизни кошек мало что менялось... Они все также живут на особом положении и пользуются исключительными правами. Жители Ламу, мусульмане-сунниты, с уважением относятся к животным, которых, как известно, любил пророк Мухаммед. Даже когда кошки крадут рыбу прямо на берегу из сетей или корзин, рыбаки не сердятся. Да и как иначе? Без кошек Ламу просто бы не выжил. С чужеземных кораблей на берег неизбежно перебирались крысы, а с ними в город могли проникнуть чума и холера. Расправлявшиеся с разносчиками заразы кошки спасали людей от смертельных болезней.

Тем не менее бродяги Ламу: живут впроголодь и рассчитывают только на себя. Дело в статусе. Или, если хотите, в независимости. Кошки на Ламу так и не стали домашними животным: в отличие от ослов, которых держат почти все островитяне. Только на ослике можно передвигаться по узким улочкам города.

Ослов хозяева кормят "по расписанию" — обитателям улиц на такую удачу надеяться не приходится. Если рыбаки вернулись с пустыми руками, котам придется рыться в отбросах, ловить насекомых или охотиться на юрких ящериц в прибрежных дюнах.

Повадками и образом жизни кошки Ламу напоминают не столько изнеженных обитательниц городских квартир, сколько свою дальнюю родню — львов, обитающих на материке.

На Ламу кошки собираются в стаи, каждый клан контролирует свою зону. Охотятся в одиночку, но территорию защищают сообща. Чужаку, ненароком нарушившему границы, не поздоровится: хозяева наверняка устроят ему жестокую взбучку. Ведь теплых местечек, где хвостатым бродягам есть чем поживиться, на острове не так много. Конкуренция, друзья мои, везде и повсюду конкуренция!

После охоты и разборок портовый клан отдыхает, вальяжно развалившись в тени парусников. Подремав, коты отправляются на обход территории. Ведь только вечно занятые своими делами люди не замечают, что город поделен на десятки участков!

Словно призраки, коты скользят вдоль стен XVIII века — мимо минаретов, сложенных из коралловых блоков домов, тяжелых резных дверей, за которыми зеленеют внутренние дворики...

Они прекрасно приспособились к жизни на Ламу. Но что будет когда сюда повалят туристы?

Ламу — город, замерший во времени. Машинам нет места на его узких улочках — по ним гуляют мужчины и женщины в ярких накидках. Вот еле бредет ослик с тяжелой кладью. Прямо у него под ногами прошмыгнул лохматый котяра — спешит проведать знакомых мясников, торговцев, кухарок... Вдруг сегодня перепадет что-нибудь вкусненькое?

В Ламу 29 мечетей. У входа в каждую верующих встречают кошки. Солнце припекает каменные портики, и животные наслаждаются теплом и тишиной. Хотя есть и такие дикари, которых в город не заманишь. Они предпочитают прибрежные дюны, портовые склады или мангровые чащи.

На Ламу кошки сами выбирают судьбу. Как она сложится? Их подстерегают опасности — голод, болезни, жестокие стычки с соседями. К трем годам уличные коты обычно напоминают старых пиратов — побитые, хромые, ослепшие на один глаз... Попробуй, потягайся с молодыми!
Уходя в море надолго, рыбаки берут с собой кошек. Во-первых, они охотятся в трюмах на крыс. И еще: кот на борту - хорошая примета.

Недавно администрация города попыталась принять меры по борьбе с инфекциями в кошачьей популяции. Мэр предложил усыплять "стариков", но островитянам эта идея пришлась не по душе: "Пусть все идет своим чередом. Природа сама обо всем позаботится!" Кое-что сделать все же удалось — например, животных решили стерилизовать. Теперь мальчишки Ламу получают по 10 шиллингов за каждого кота-бродягу, которого они поймают и притащат к ветеринару.

Кошкам придется привыкать к новым правилам. Жизнь на Ламу меняется. Город ожидает туристический бум: недавно Ламу включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

На острове уже появились роскошные отели, виллы, закрытые пляжи, дорогие рестораны и магазины туристов. Найдется ли теплое место уличным кошкам в этом новом Ламу? Не потеряет ли древний город одну из своих главных достопримечательностей?

0

5

Кошка в наше время считается самым распространенным домашним животным, хотя и была одомашнена значительно позднее собаки. В моем доме сменилось множество котов и кошек, и об их характерах и повадках я знаю не понаслышке. И я согласна с мнением многих исследователей в том, что современную домашнюю кошку, за исключением некоторых декоративных пород, нельзя считать в полном смысле домашней, поскольку она почти в неизменном виде сохраняет привычки и поведение диких сородичей, лишь приспособившись к новым условиям жизни в доме.

У кошки, прожившей тысячелетия рядом с человеком, и сегодня своенравный характер и независимый образ жизни. Это очаровательное и безобидное на вид создание редко подчиняется установленным правилам и способно полностью перевернуть привычный уклад вашего дома. Но когда вам неудержимо захочется надрать уши нашкодившему проказнику, вспомните о том, что гордость и независимость вашей киски имеют под собой некоторые основания, ведь она - "потомок" древней египетской богини и почиталась египтянами как священное животное. Кошка - одно из самых интересных и загадочных домашних животных. Истинные причины, побудившие человека тысячелетия назад приблизить к себе этого хищника, полностью объяснить невозможно. Считается, что кошка была впервые приручена в Древнем Египте около пяти тысяч лет назад. Первое упоминание о ней встречается в трудах греческого историка Геродота, жившего в V веке до н. э.
Богиня Бастет

Древний Египет был аграрной страной, и огромные запасы зерна регулярно подвергались нападению крыс и мышей. Египтяне заметили, что из всех диких зверей кошки наиболее опасны для грызунов, и, возможно, по этой причине открыли перед ними двери своих жилищ.

В египетской мифологии богиня радости и веселья Бастет изображалась в виде женщины с головой кошки. Центром культа этой богини был город Бубастис на востоке дельты Нила. По свидетельству Геродота, именно там был расположен самый прекрасный храм Египта, где в главном святилище возвышалась огромная статуя богини. Во время ежегодных весенних празднеств статую выносили из храма и торжественно провозили на Ладье вдоль берегов Нила. Причем в Древнем Египте кошка не только почиталась людьми, но и охранялась законом. Осмелившемуся поднять на нее руку грозила смертная казнь. После смерти кошек ждал ритуал, напоминающий погребение человека: хозяева священного животного и их родня в знак траура выбривали себе брови, а тело кошки бальзамировалось. Готовую мумию зашивали в льняной саван или заключали в саркофаг и помещали в одном из многочисленных некрополей, выстроенных вдоль берегов Нила и специально предназначенных для кошек. В конце прошлого века возле деревни Бени-Гасан в Нижнем Египте было найдено несколько десятков тысяч кошачьих мумий.

Древние египтяне, вероятно, не только использовали кошку в качестве защиты от крыс и мышей, но и дрессировали ее для охоты на пернатую дичь. На рисунке, найденном в одном из древних захоронений, изображены охотник с кошкой в засаде и момент нападения хищницы на птицу. Тем не менее попытки полностью приручить кошку не увенчались большим успехом. Охотничьи инстинкты этого животного сохранились и до наших дней. Каждому, кто имеет в доме кошку, знакомо ее стремление поймать любой движущийся объект, будь то пролетающая мимо муха или упавший со стола фантик от конфеты, при этом объект "охоты" независимая мурка предпочитает выбирать сама.

Как не печально, но именно поклонение кошке сыграло роковую роль для Египетского царства. Согласно преданию, в 525 году до н. э. персидский царь Камбиз решил захватить долину Нила. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у высоких стен города Пелусия. Камбизу, хорошо знакомому с египетскими обычаями, пришла в голову оригинальная идея: по его приказу каждый солдат укрепил на груди живую кошку так, чтобы она хорошо была видна. Оснащенная столь необычным образом армия двинулась вперед. Египтяне, побоявшиеся причинить вред священным животным, сдались без боя. Благодаря этой хитрости Камбиз завоевал Египет и основал новую династию.

Предполагают, что одомашнивание кошки происходило не только в Египте, но и в некоторых других регионах земного шара. Об этом говорят останки животных, обнаруженные при раскопках древних поселений эпохи бронзы и даже неолита на территории Кавказа, Передней и Средней Азии, Индии.

В Европе кошка появилась около двух тысяч лет назад. Об этом упоминает Плутарх в I веке н. э. Египетская "богиня", попав в Европу, встретилась не только с местной дикой лесной кошкой, но и с завезенными сюда одомашненными сородичами из азиатских стран. В результате появились гибриды этих форм, которые и по служили в дальнейшем исходным материалом для создания современных пород этих животных Расселение кошки в России произошло примерно в тот же период, что и в Европе. Раскопки показывают, что к нам кошка пришла не только с запада, но и с юга. На юге Украины обнаружены ее останки, относящиеся к VII-VIII векам, в центральных и северных районах России - к X-XIV векам.

КОШКИ, ГУЛЯЮЩИЕ САМИ ПО СЕБЕ В современных городах значительное количество бездомных кошек живет на улицах и в подвалах домов. Одичавшие и "вольные" домашние кошки играют значительную роль в прилегающих к человеческому жилью экосистемах. Они не брезгуют пищевыми отбросами, едят даже хлеб и овощи, но по природе своей кошки-хищники. Они уничтожают птиц-в первую очередь воробьев, синиц, скворцов, голубей.

По внешнему виду домашняя кошка удивительно похожа на своих древних предков. Можно заметить лишь некоторые изменения в строении уха, более выраженную выпуклость височных костей, укорачивание морды и вариации в окраске. Кошки очень хорошо ориентируются в незнакомой обстановке, благодаря чему, как правило, всегда без особого труда находят дорогу домой, но при невозможности возвратиться в прежнее жилище они быстро приспосабливаются к новым условиям и способны даже вести дикий образ жизни.

0

6

Два мультипликационных видео, рассказывающих об истории распространения кошек по всему свету. На английском.

0


Вы здесь » Меамур - Кошачий Лес » Библиотека » Из истории